Мы и природа!

Старшая группа 2022 - 2023 уч.год

                   

      


Подготовительная к школе группа. 2023-2024 год.

Весна.



 

Зима.

                                     


Осень.



                                     


                        Старшая группа 2022-2023 год.

                                           

                                               Весна.

      Рекомендации для родителей.                                                                                                          Дети должны знать:
-первые приметы весны в природе; приметы ранней и поздней весны;
-что происходит весной со снегом, льдом на водоемах;
-то, что весной продолжительность дня увеличивается;
-что происходит весной в растительном и животном мире;
-чем занимаются люди весной, как изменяется их одежда в соответствии с изменением погоды.
Дети должны уметь:
-обобщать признаки весны и конкретизировать их, сравнивать с признаками зимы;
-использовать знания о признаках весны в выполнении заданий, при ответах на вопросы;
-развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность.
                    

                                               Зима.

      Рекомендации для родителей.                                                                                                          Дети должны знать:
-названия зимних месяцев, основные приметы зимы;
-изменения, происходящие зимой в растительном и животном мире;
-то, что зима-это время года, которое наступает за осенью;
-особенности жизни людей в зимний период (одежда, труд, отдых, игры, помощь животным).
Дети должны уметь:
-обобщать признаки зимы и конкретизировать их;
-сравнивать зиму с другими временами года;
-анализировать явления;
-использовать полученные ранее знания и умения в решении проблемных ситуаций, задач,заданий;
-использовать имеющийся по теме лексикон в речевом обращении;
-общаться со сверстниками, эмоционально окрашивать свои впечатления, отношение к деятельности.

                                             Осень.

Рекомендации для родителей.
Дети должны знать:
-названия осенних месяцев, основные приметы осени;
-изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире;
-чем занимаются осенью люди, как одеваются;
-отличительные особенности ранней и поздней осени.
Дети должны уметь:
-обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, выделять основные приметы осени, анализировать явления, использовать имеющиеся знания об осени;
-интересоваться явлениями живой и неживой природы.

Подготовительная группа 2023-2024 год.

                                              Зима.

 Рекомендации для родителей.
   Обзорная беседа"Зима.
   Зимние месяцы-декабрь, январь,февраль.
   Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
   День за днем-снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.
   Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.
   Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом.
   Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
   Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.
   Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. (Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.) А от холода их защищает особая пробковая ткань-она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
   В лесу нет насекомых, птиц стало мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
   Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
   Много веселых забав у детворы зимой-катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега.

    Прочитать стихотворение.


Вы узнаете зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?

Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?  

                                               Осень

 Рекомендации для родителей.
   1) Выучить осенние месяцы- сентябрь, октябрь, ноябрь.
   2) Прочитать стихотворение и назвать приметы осени, перечисленные в стихотворении

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадёт.

Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая - куст малины
B нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянуть просинь-
Значит наступила осень.

3) Составьте рассказ о времени года с опорой на план:
  • осенние месяцы
  • приметы ранней и поздней осени
  • животный мир (подготовка к зиме)
  • осенние работы людей
     4) Выучите с ребенком стихотворение про осень ( на выбор ).



15 марта 2015

Весна

   Рекомендации для родителей.
   Побеседуйте с детьми, пополните недостающие знания.
-Что такое весна?
-После какого времени года наступает весна?
-Какое время года наступит вслед за весной?
-Назови первый весенний месяц?
-Назови весенние месяцы по порядку
-Что происходит весной с дикими животными и птицами?.
-Что происходит с водоемами?
-Как изменяется длительность дня и ночи?
-Какая птица прилетает в конце марта?
-Почему грача называют"вестником весны"?
-Какие цветы расцветают в апреле?
-Как называют подснежники? Почему?
-Какие насекомые появляются в апреле?
-Какие птицы прилетают в апреле?
-Какие занятия у людей в апреле?
-Рассказать о погоде мая.
-Какие цветы распускаются в мае?
-Какие деревья и кустарники цветут в мае?
-Какая птица поет лучше всех?
-Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде?
                                                
   
13 декабря 2014

Зима

- Рекомендации для родителей.
   Побеседуйте с детьми, пополните недостающие знания.
-Что такое зима?
-После какого времени года наступает зима?
-Какое время года наступит вслед за зимой?
-Назови первый зимний месяц.
-Назови зимние месяцы по порядку
-Как зимуют домашние животные, звери,птицы?.
-Что происходит с водоемами?
-Как изменяется длительность дня и ночи?
-Какой месяц самый снежный?
-Почему говорят"Много снега-много хлеба"?
-Что такое гололедица? Почему она опасна?
-Чем отличается снегопад от метели и вьюги?
-Чем отличается липкий снег от рыхлого?
-Как люди одеваются зимой? Почему?
-Какая техника помогает людям зимой?
-За что дети любят зиму?
-Какие зимние игры, забавы вы знаете?
-Какой признак бывает только зимой?
-Из чего состоит снег, лед?
                                                


30 ноября 2014

Осень

 Рекомендации для родителей.
   Побеседуйте с детьми, пополните недостающие знания:
-Что такое осень?
-После какого времени года наступает осень?
-Какое время года наступит вслед за осенью?
-Назови первый осенний месяц.
-Назови осенние месяцы по порядку.
-Перечислите известные осенние приметы. (В растительном мире, в животном мире, в жизни людей.)
-Почему перелетные птицы улетают в теплые края?
-Почему медведю, барсуку и ежу необходимо осенью нагулять жир?
-почему у животных происходит осенняя линька?
-Чем занимаются люди в огородах, полях, садах осенью?
-Какие дары приносит людям и животным осенний лес?
Что было бы, если бы вслед за летом сразу наступала зима?
-Что вам нравится осенью?
                                                

15 апреля 2014

Май


Май-сердце весны. Снег уже сошел. Солнце поднимается высоко и греет землю.
Дуют теплые ветры.
В мае часто бывают грозы. Майские дожди омывают проснувшуюся землю и природа оживает.
После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.
Про весну народ говорит:"Весна цветами красна", а месяц май называют "цветень".
                                                Рекомендации для родителей.
   1.Задайте загадку:
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
                               (Гроза)
Летела стрела,
Упала в лебеду.
Ищу-не найду.      
                                (Молния)

 2.Прочитайте стихотворение:


Радуга.
Над речкой-рекой
Рыбка выгнулась дугой.
Оперлась на хвост,
Изогнулась словно мост.

В каплях майского дождя
Засверкала чешуя семицветная.
И над зеленью ракит
В небе радуга горит самоцветами!

15 апреля 2014


Апрель

Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут ручьи. Не напрасно его называют   "месяцем живой воды." Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.
                                                Рекомендации для родителей.
   1.Задайте загадку:
 Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
                               (Вода)
К маме-речке бегу 
И молчать не могу.          
Я ее сын родной,
А родился весной.      
                                (Ручей)
 2.Прочитайте стихотворение:


Прилетели скворцы-
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
И поют, поют,поют!
         
Трясогузка, трясогузка!
Полосатенькая блузка.
Я тебя весною жду-
Поселись в моем саду.
И за ставенкой резной
Свей гнездо свое весной.


15 марта 2014


Март

Март - первый весенний месяц. Его называют "утром весны", "утром года", "солнечником". Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.
                                                 Рекомендации для родителей.
   1.Задайте загадку:

          Растет она вниз головою,
          Не летом растет, а зимою.
          Но солнце ее припечет -
          Заплачет она и умрет.
                                (Сосулька)
 2.Прочитайте стихотворение:
Возле дома деревце
Все белым-бело.
Снег сегодня лепится -
Оттепель, тепло....
Быстро я слепила,
Снежного зайчишку,
А Марина с Милой
Вместе лепят мишку.


02 февраля 2014


Февраль

Февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
В старину февраль называли "снеговеем". Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса.
                                                 Рекомендации для родителей.
   1.Задайте загадку:

          Гуляю в поле, летаю на воле,
          Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
          Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
                                (Метель)
 2.Прочитайте стихотворение:
Снежинка.
Села мне на рукавицу
Легкая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.

3.Нарисуйте с ребенком снеговика.


20 января 2014


Январь

Январь - второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют "лютень" или "лютовей".
"Месяц январь - зимы Государь" - так народ говорит.
В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звезды ночью яркие. Рисует мороз на стеклах удивительные узоры. 
                                                 Рекомендации для родителей.
   1.Задайте загадку:

          Он все время занят делом,
          Он не может зря идти.
          Он идет и красит белым,
          Все, что видит на пути.
                                (Снег)
 2.Прочитайте стихотворение и объясните ребенку, почему снег скрипит?:
Крылатые снежинки.
Под ногой снежок скрипит, 
Дети с гор катаются, 
Лишь у Тани грустный вид, 
Таня маме говорит: 
- От того снежок скрипит, 
Что у маленьких снежинок 
Крылышки ломаются.

3.Не забывайте покормить птиц зимой, им очень холодно и голодно!




10 декабря 2013


Декабрь


   Пришел декабрь - первый зимний месяц. Летят с небес легкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют декабрь в народе "хмурень" - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
                                                 Рекомендации для родителей.
   1.Задайте загадки:

          Без рук, без глаз                                            Без досок, без топоров
          А рисовать умеет.                                        Через речку мост готов.
                           (Мороз)                                         Мост, как синее стекло:
                                                                                 Скользко, весело, светло.
         Белая скатерть все поле укрыла.                                                  (Лед)
                                                    (Снег)

 2.Нарисуйте снежинки:


10 октября 2013


Октябрь

   Октябрь - середина осенней поры. В старину этот месяц называли "листопадом", потому, что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою-к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх-к холодной зиме.
   По ночам часто бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые снежинки запархают.
                                                     Рекомендации для родителей.
   1.Задайте ребенку вопросы: 
  • Почему октябрь в старину называли "листопадом"?
  • Почему говорят, что в октябре "семь погод на дворе"?
   2.Загадайте загадки:

          Летит без крыльев и поет,                                            Без пути и без дороги
          Прохожих задевает.                                                       Ходит самый длинноногий,
          Одним проходу не дает,                                                В тучах прячется, во мгле,
          Других он прогоняет.                                                    Только ноги на земле.
                                  (Ветер)                                                                                        (Дождь)











2 октября 2013

   Пришла осень, с ней и время подвести итоги весенних акций.
   Акция "Цветочная клумба". Из семян растений выросли вот такие красивые цветы.


   Акция "Наши грядки всегда в порядке". Мы посадили семена капусты брокколи.
   По своим питательным свойствам капуста брокколи превосходит большинство овощей.
Благодаря своим полезным свойствам капуста брокколи незаменима в питании больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной системы. Ее следует включать в рацион желающих похудеть. И вот какой урожай мы получили!




29 сентября 2013

   В сентябре в лесу пахнет грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. "Грибок в кузовок - зимой будет пирожок".
   Маленький, удаленький
   Сквозь землю прошел,
   Красную шапочку нашел.(гриб).


17 сентября 2013


Сентябрь

   Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему пришла осень. Первый осенний месяц-сентябрь. Зовут его "запевалой осени" и "златоцветом". 
   В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небо так высоко, как летом.
   Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.
   В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние , а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. "Осень идет и дождь с собой ведет".(Народная пословица).
   Рекомендации для родителей.
 1. Загадайте ребенку загадки:
***
Висят на ветке 
Золотые монетки.
                  (Осенние листья)
***
Без рук,
А холст ткет.
                   (Паук)
***
Маленький Егорка
Упал в озерко,
Сам не потонул
И воды не всколыхнул.
                             (Лист)


   2.Предложите ребенку нарисовать и раскрасить листья березы, осин и липы.

22 августа 2013


Август

   Август - последний летний месяц. Красное лето идет на убыль. Дни становятся на убыль. Дни становятся короче. Солнышко еще ласкает своими теплыми лучами, но и в полдень поднимается уже не так высоко. Дожди в августе не редкость.
   Август самый щедрый, богатый месяц в году: в садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах - морковь, свекла, лук, в полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов. Поэтому и зовут август в народе "хлебосолом".

Август устали не знает,
Заглянув во все сады,
Он в корзинки собирает
Золотистые плоды.
Груши, яблоки, малину,
Наклоняя ветки рвет,
А в бочонки и кувшины
Льет густой душистый мед.

Рекомендации для родителей.
  Пройдите с ребенком по овощному базару. Вместе полюбуйтесь обилием и разноцветьем его товаров. Предложите ребенку самому найти овощи, фрукты, ягоды, зелень, цветы. Рассматривая цветы, обратите внимание ребенка на различия в их форме, длине стебля, цвете и оттенках. Дома, выкладывая и сортируя покупки, пусть ребенок покажет, что относится к овощам, что к фруктам, а что к ягодам.


28 мая 2013

   Весенняя акция "Наши грядки всегда в порядке"
   Мы провели экскурсию на огород детского сада, рассмотрели схемы расположения грядок и модели последовательности работ на огороде. А посадить мы решили капусту брокколи. Для этого организовали  исследовательскую деятельность: прорастили семенной материал, делали зарисовки в дневниках наблюдений за развитием семян и организовали посадку рассады на огороде.

20 мая  2013


   В нашей группе прошла экологическая акция - операция "Цветочная клумба". Мы решали проблемную ситуацию: что может сделать человек, чтобы в большом, сером городе было больше цветников, клумб и газонов?
   Для этого в апреле вместе с детьми посадили семена цветов. Родители также помогли с выращиванием рассады.

   Мы провели целевую прогулку "Цветы". Цель: научить детей любоваться распустившимися цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь творения природы. Закрепить знание садовых цветов, вызвать желание сажать цветы, воспитывать эстетический вкус.
   Потом высадили рассаду в землю. Сделаем все вместе наш город красивым!



6 мая  2013

Весенние цветы

   На прогулках понаблюдайте за ростом мать-и-мачехи. Посмотрите, в каких местах - солнечных или теневых - растения развиваются быстрее. Когда у мать-и-мачехи вырастут листья, рассмотрите их форму. Пусть ребенок потрогает и ощутит холод верхней и теплоту нижней стороны листьев, объяснит, почему растение так называется.
   Покажите ребенку красоту весеннего луга (поляны, газона). Рассмотрите цветы и листья одуванчика, дайте ребенку задание сравнить их с цветами и листьями мать-и-мачехи. В вечернее время понаблюдайте, как одуванчики "ложатся спать" - закрываются на ночь. Рассмотрите семена одуванчика. Пусть ребенок подует на цветок и понаблюдает за полетом семян, а затем объяснит, для чего они снабжены парашютиками.




25 марта  2013


Опыт "Выращиваем лук"

   Цель опыта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий, учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

28 февраля вместе с детьми мы рассмотрели луковицы, сравнили их и пришли к выводу: 

луковицы одинаковые по величине, форме; все три в коричневых сухих чешуйках, твердые на ощупь.

Что же нужно для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень?
   Предложили проращивать их по - разному - у одной будут все три необходимых условия: свет, вода, тепло; у другой будет вода и тепло, но не будет света (луковицу поставим в тёмный шкаф ); у третьей будет свет и вода, но она будет стоять в холодном месте (между рамами окна)
К каждой баночке мы приклеили кружочки - обозначения - в каких условиях растет каждая луковица.

11 марта: учим детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий.


22 марта: учим сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать ее с тем, что все луковицы находятся в разных условиях, зарисовывать луковицы с натуры.
Мы сделали вывод: для всего живого нужны свет, вода и тепло!



26 февраля 2013

Опыт "Ветки в вазе"

Поставили 26,02 ветки тополя и березы с водой. Периодически наблюдаем за ними, как набухают и раскрываются почки, как появляются листья, как начинают отрастать корни.
Когда все почки распустятся, полюбуемся букетом, молодой зеленью. Объясним, очему в вазе ветки уже распустились, а за окном еще нет.


     

10 января 2013



    В нашей группе стартовала операция " Подкормка ". Детьми и родителями был подготовлен различный корм для птиц. Мы с ребятами поиграли в игру 
" Кого чем угостим? ", а потом на участке нашей группы развесили кормушки и насыпали в них корм.










23 декабря 2012

      Помогите птицам!

     В группе прошла операция " Кормушка ": дети совместно с родителями изготовили кормушки для птиц. Большое всем спасибо!






Мы кормушки смастерим,
Мы столовую откроем.
Воробей, снегирь - сосед.
Будет вам зимой обед.



   
  Проявим заботу о птицах вместе. Подкармливайте птичек зимой. Ребенок с радостью будет делать это. Наблюдайте вместе, какие и когда к кормушке прилетают птицы.


11 декабря 2012

Откуда появляется снег?

Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, там царит вечный холод. Из ледяных паров образуются шестиугольные кристаллики льда. Постепенно опускаясь на землю, каждый кристаллик растет и превращается в звездочку - снежинку. Снежинки постепенно опускаются и падают на землю.


Рекомендации для родителей.
  Во время прогулок познакомьте ребенка с особенностями и свойствами снега. В мягкую погоду снег бывает липким - из него можно лепить. В морозную погоду он рыхлый, рассыпчатый, сверкает на солнце и скрипит под ногами. Снег может идти по - разному: мягко кружатся крупные снежинки в тихую погоду, красивым вихрем закручиваются они при ветре.
Загадайте ребенку загадки о снеге.
1.Без крыл, без ног белые мухи летают.
2.Без крыл, без ног - на древо садится.
3.Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет.
4.Белая скатерть все поле укрыла.

Пришла волшебница зима!

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело...
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.

                        

                           Рекомендации для родителей


Наблюдая с детьми за погодой, обратите внимание на красоту различных зимних явлений, тихо падающий снег; деревья и земля, укрытые свежевыпавшим снегом. Сделайте снегомер (специальный 1,5 метровый деревянный шест, расчерченный на условные деления), измеряйте с ребенком глубину снега в разных местах - на дорожке, на газоне, возле дома.

Операция "Зимнее одеяло"



В ноябре в нашей группе прошла операция "Зимнее одеяло".
Мы задумались - готовятся ли деревья к зиме; как человек может помочь дереву пережить холодную зиму? Для этого провели экскурсию по участку группы с целью: выяснить, есть ли на территории такие деревья, которым будет трудно пережить холода; выбрать способы помощи им.



С этой целью провели опыт " Защитные свойства снега ". Мы поместили три баночки с одинаковым количеством воды:

1. на поверхность сугроба,
2. зарыли неглубоко в снег,
3. зарыли глубоко в снег.





Понаблюдали за состоянием воды в баночках и заметили:
1. вода в баночке на поверхности сугроба замерзла,
2. в неглубоко зарытой в снег баночке появились льдинки,
3. в сугробе вода в баночке не замерзла.

Вывод: снег защищает от замерзания, в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников. 







А вот и березка. 
Надо ей помочь!










Мы взяли лопаты и -работа закипела!














Теперь нашей березке будет тепло!

Комментариев нет:

Отправить комментарий